Урок 1
Новые слова
おはよう ございます。 | доброе утро |
こんにちは。 | добрый день (в данном слове последняя мора восходит корнями к тематической частице и читается как «ва») |
こんばんわ。 | добрый вечер |
おやすみ | спокойной ночи |
さようなら。 | до свидания |
ありがとう ございます。 | спасибо |
すみません。 | извините |
おねがい | прошу вас |
ゼロ、 | 0 (ноль) |
1 (один) | |
2 (два) | |
3 (три) | |
4 (четыре) | |
5 (пять) | |
6 (шесть) | |
7 (семь) | |
8 (восемь) | |
9 (девять) | |
10 (десять) |
У всех цифр есть хотя бы два чтения: онное и кунное. В современном японском языке все цифры читаются по ону, кроме 4 и 7, поскольку 4 (し) созвучно со словом «смерть», а 7 (しち) содержит в себе не только «смерть», но и «кровь» (ち).
Оба представленных чтения цифры 9 являются онными, но чаще используется きゅう, т. к. く созвучно «страданию».
れい — традиционное японское чтения ноля, ゼロ — заимствованное от английского zero.
わたし | я |
わたしたち | мы |
あなた | вы (ты) |
あの | он, она |
дамы и господа, все присутствующие | |
〜さん | господин, госпожа (уважительный суффикс, ставится после имени или фамилии) |
〜ちゃん | уменьшительно-ласкательная форма суффикса 〜さん, обычно прибавляемая к именам детей |
〜 | суффикс, часто употребляемый с именами мальчиков |
〜 | суффикс, обозначающий национальность или принадлежность к какой-либо стране (например, アメリカじん — американец) |
учитель | |
преподаватель | |
студент | |
служащий в компании | |
служащий компании 〜 (употребляется с названием компании; например, IMCの しゃいん) | |
банковский служащий | |
врач | |
учёный, исследователь | |
エンジニア | инженер |
университет | |
больница | |
электричество, свет | |
だれ (どなた) | кто |
〜 | 〜 лет (о возрасте) |
сколько лет | |
はい | да |
いいえ | нет |
Извините, но | |
お | Как вас зовут? |
Разрешите представиться / Очень приятно (фраза, обычно произносимая при знакомстве, дословно «мы встретились впервые»). | |
どうぞ よろしく [お | Прошу любить и жаловать (дословно «будьте добры ко мне», обычно произносится в начале представления). |
こちらは 〜さんです。 | Это г-н/г-жа 〜. |
〜から きました。 | Я приехал из 〜. |
アメリカ | Америка, США |
イギリス | Англия, Великобритания |
インド | Индия |
インドネシア | Индонезия |
Южная Корея | |
タイ | Таиланд |
Китай | |
ドイツ | Германия |
Япония | |
フランス | Франция |
ブラジル | Бразилия |
イタリア | Италия |
スイス | Швейцария |
Грамматика
1 Существительное1 は существительное2 です
1.1 Частица は
Частица は показывает, что стоящее перед ней существительное является темой предложения. Вы выбираете предмет, о котором хотите говорить, прибавляете は, чтобы показать что он является темой, а затем делаете утверждение на заданную тему.
わたしは マイク・ミラーです。
Я — Майк Миллер.
1.2 です
Существительные с です выступают в качестве сказуемого.
です обозначает суждение или утверждение.
です также выражает вежливость говорящего по отношению к собеседнику.
です изменяется, если предложение отрицательное (п. 2 ниже) или в прошедшем времени (Урок 12).
わたしは エンジニアです。
Я инженер.
2 Существительное1 は существительное2 じゃ ありません
じゃ ありません является отрицательной формой です. В таком виде она используется в разговорной речи. В более формальной речи или же на письме используется では ありません.
サントスさんは
Г-н Сантос не студент.
3 Предложение か
3.1 Частица か
Частица か служит для выражения сомнения, вопроса, неуверенности и т. д. Вопрос образовывается простым добавлением か в конце предложения. Вопросительное предложение оканчивается повышающейся интонацией.
3.2 Вопросы о верности или неверности утверждения
Как было сказано выше, предложение становится вопросительным, если в конце добавлена частица か. Порядок слов не меняется. В получившемся таким образом вопросительном предложении спрашивается, является ли утверждение верным или нет. В зависимости от того, согласны вы с утверждением или нет, ваш ответ на такой вопрос должен начинаться соответственно с はい или いいえ.
ミラーさんは アメリカ
Г-н Миллер американец?
はい、アメリカ
Да, американец.
ミラーさんは
Г-н Миллер учитель?
いいえ、
Нет, не учитель.
3.3 Предложения с вопросительными словами
Вопросительное слово заменяет часть предложения относящуюся к тому, что вы хотите узнать. Порядок слов не меняется, и в конце добавляется か.
あの
Кто тот человек?
[あの
Это г-н Миллер.
4 Существительное も
も прибавляется после темы вместо は, когда на эту тему утверждается то же, что и на предыдущую.
ミラーさんは
Г-н Миллер — служащий компании.
グプタさんも
Г-н Гупта тоже служащий компании.
5 Существительное1 の существительное2
の служит для связи двух существительных. Существительное1 определяет существительное2.
ミラーさんは IMCの
Г-н Миллер — служащий IMC.
6 〜さん
さん прибавляется к имени собеседника или третьего лица и показывает уважение говорящего к этому человеку. Говорящий не может использовать さん с собственным именем.
あの
Это г-н Миллер.
Если вам известно, как зовут вашего собеседника, то в разговоре следует избегать местоимения あなた, даже когда речь идёт непосредственно о собеседнике. В таком случае обычно используется фамилия собеседника с добавлением さん.
Судзуки: Вы студент?
ミラー:
Миллер: Нет, я служащий.
Речевые конструкции
Модели предложений
わたしは マイク・ミラー
Я — Майк Миллер.
サントスさんは
Г-н Сантос не студент.
ミラーさんは
Г-н Миллер [, вы] служащий?
サントスさんも
Г-н Сантос тоже служащий.
Вопросы и ответы
[あなたは] マイク・ミラーさんですか。
Вы г-н Майк Миллер?
はい、[わたしは] マイク・ミラーです。
Да, я Майк Миллер.
ミラーさんは
Г-н Миллер, вы студент?
いいえ、[わたしは]
Нет, я не студент. Я служащий.
ワンさんは エンジニア
Г-н Ван инженер?
いいえ、
Нет, г-н Ван не инженер. Он врач.
あの
Кто тот человек?
ワットさんです。
Это г-н Уатт. Он преподаватель в Университете Сакура.
テレサちゃんは
Сколько лет Терезе?
9
9 лет.
Диалог
マイク・ミラーです。 | |
アメリカから | |
どうぞ よろしく。 | |
どうぞ よろしく。 |
Сато: | Доброе утро. |
Ямада: | Доброе утро. |
Г-жа Сато, это г-н Майк Миллер. | |
Миллер: | Очень приятно. |
Меня зовут Майк Миллер. | |
Я приехал из Америки. | |
Приятно познакомиться. | |
Сато: | Я — Сато Кэйко. |
Приятно познакомиться. |
Справочная информация
国 ・人 ・ことば
Страны, их жители и языки
ことば Язык | ||
---|---|---|
アメリカ (США) | アメリカ | |
イギリス (Великобритания) | イギリス | |
イタリア (Италия) | イタリア | イタリア |
イラン (Иран) | イラン | ペリシア |
インド (Индия) | インド | ヒンディー |
インドネシア (Индонезия) | インドネシア | インドネシア |
エジプト (Египет) | エジプト | アラビア |
オーストラリア (Австралия) | オーストラリア | |
カナダ (Канада) | カナダ | |
サウジアラビア (Саудовская Аравия) | サウジアラビア | アラビア |
シンガポール (Сингапур) | シンガポール | |
スペイン (Испания) | スペイン | スペイン |
タイ (Таиланд) | タイ | タイ |
ドイツ (Германия) | ドイツ | ドイツ |
フランス (Франция) | フランス | フランス |
フィリピン (Филиппины) | フィリピン | フィリピノ |
ブラジル (Бразилия) | ブラジル | ポルトガル |
ベトナム (Вьетнам) | ベトナム | ベトナム |
マレーシア (Малайзия) | マレーシア | マレーシア |
メキシコ (Мексика) | メキシコ | スペイン |
ロシア (Россия) | ロシア | ロシア |
ことば Язык |
---|
アメリカ (США) アメリカ |
イギリス (Великобритания) イギリス |
イタリア (Италия) イタリア イタリア |
イラン (Иран) イラン ペリシア |
インド (Индия) インド ヒンディー |
インドネシア (Индонезия) インドネシア インドネシア |
エジプト (Египет) エジプト アラビア |
オーストラリア (Австралия) オーストラリア |
カナダ (Канада) カナダ |
|
サウジアラビア (Саудовская Аравия) サウジアラビア アラビア |
シンガポール (Сингапур) シンガポール |
スペイン (Испания) スペイン スペイン |
タイ (Таиланд) タイ タイ |
|
ドイツ (Германия) ドイツ ドイツ |
|
フランス (Франция) フランス フランス |
フィリピン (Филиппины) フィリピン フィリピノ |
ブラジル (Бразилия) ブラジル ポルトガル |
ベトナム (Вьетнам) ベトナム ベトナム |
マレーシア (Малайзия) マレーシア マレーシア |
メキシコ (Мексика) メキシコ スペイン |
ロシア (Россия) ロシア ロシア |